Магия - портал о магии: практическая белая магия, любовная магия, магия успеха и ритуалы на деньги, гадания на жениха и предсказания судьбы, магия дома, обряды для здоровья


Опросы
Активных опросов на данный момент нет.

Представление о природе шаманизма

Представление о природе шаманизма
Существует огромное количество исследовательских источников и представлений о природе шаманизма. Ограничимся лишь изложением соображений самых распространенных точек зрения на сущность шаманизма. Эти соображения можно свести к пяти основным точкам зрения:

- шаманизм - это проявление действия дьявольских сил. Такие взгляды характерны для первых российских наблюдателей шаманских действий в XYII веке, но одиночно встречаются и в XIX столетии.

- шаманизм - это совокупность приемов обмана и группа людей, которые применяют специальные практики в своих эгоистических целях. Этот взгляд сформировался под влиянием рационалистического мировоззрения и просветительских установок;

- шаманизм - это совокупность приемов народного целительства, а его мифологическая и мистическая составляющие - что-то третьестепенное и вовсе не важно. Такая точка зрения высказывалась интеллектуалами-представителями народов, в среде которых еще существовали шаманы и которые хотели легальным путем защитить шаманов от уничтожения со стороны государственной власти царской России, а позже - СССР;

- шаманизм - это одна из религий, равнозначна другим мировым религиям, но религией с уже подзабытой теоретической основой;

- шаманизм - это предоснова любой религии.

Большинство исследователей в своих трактовках, так или иначе, вписываются в эту классификацию. Несколько особую позицию по проблеме природы шаманизма занимает М. Элиадэ. Он позиционирует феномен шаманизма как одну из наиболее архаичных форм экстаза и помещает его в контекст магических, мистических форм духовной деятельности человека, особо выделяя при этом фактор экстатического характера деятельности шамана как наиболее существенный признак шаманизма. Шаманизм не является собственно религией, это совокупность экстатических и терапевтических методик, цель которых - вступить в контакт с параллельным, но невидимым миром духов и заручиться их поддержкой для управления делами людей.

Это очень глубокая мысль, но в том и суть, что шаманизм никак нельзя сводить к техникам экстаза. Более того, в шаманизме, рассматриваемом сквозь призму метафизических и экзистенциальных проблем, транс даже не является определяющим фактором. Есть народы, у которых шаманские практики осуществляются без вхождения шамана в транс или транс применяется очень редко.

Шаманизм в разрезе таких проблем выступает как исторический феномен, занимающий особое место в становлении ценностных регулятивов человека, как этап развития автономности Духа в самосознании человека и процессе победы над животным началом в ней, генезис исторического развития личности, ее экзистенциальных стремлений и усилий. Шаманизм также - это особый этап развития мистических знаний и переживаний в человеке, пространство генезиса его представлений о сакральном и способах прорыва к трансцендентному.

С другой стороны шаманизм - это не просто совокупность практик. Шаманизм выстраивается на базе уже существующей метафизической потребности человека вступить в контакт с другими мирами и высшими существами; более того, он вызван в жизни уже существующим опытом достижения этого контакта. Поэтому сводить шаманизм исключительно к совокупности экстатических техник было бы неверным.

Вступать в контакт с духами, не имея представления о происхождении этих духов и о мире, в котором они живут, об их функциях, не ведая, добрые они или злые и насколько они мощные относительно других духов или земных реалий, не будучи осведомленным об уязвимых местах духовных существ, было (и по сей день остается) для шамана просто невозможным.

Поэтому в процессах шаманских практик с необходимостью возникают и актуализируются элементы мифологии и ритуалов, которые должны входить в шаманизм не только как предпосылка, но и как его имманентная составляющая и его произведение. Шаманские тексты-рассказы - это сложный продукт накопленных этносом и преобразованных, переосмысленных самым шаманом знаний, норм, установок и реакций, умноженных на медиативные качества и артистические способности самого шамана.

Шаманизм в своих многочисленных разнообразных проявлениях (исследователи давно и убедительно доказали: шаманизм присутствует практически во всех известных нам архаичных культурах) синтезирует в себе различные космогонические представления, отличающиеся между собой пантеоны высших духовных существ с непохожими функциями, ролями и иерархиями и таким образом вбирает в себя уже существующие мифологические видения.

Шаман производил свои рассказы в контексте имеющихся мифопоэтических традиций, его "духи-помощники" имели свои "биографии", которые брались из мифов, существующих в духовном наследии окружающего его сообщества; обращаясь же в обряде камлания к духу или бога, шаман рассказывал миф о нем.

Таким образом, шаман встает наследником и одновременно творцом мифологических форм духовно-практической деятельности человека. Камлания шамана нельзя вырывать из тела родовых и промышленных обрядов, несмотря на то обстоятельство, что первые осуществляются самим шаманом (в тех сообществах, в социальной структуре которых есть социальная группа шаманов), а вторые - рядовыми членами коллектива или жрецами.

Как свидетельствуют этнографы, которые исследовали среднеазиатский, бурятский, алтайский шаманизм, шаманы переосмысливали в своих мифах согласно традициям и задачами шаманских практик также и древнее, первобытное искусство, и, учитывая это, шаманизм выступает как достояние общей культуры, произведенной человечеством, реализует он себя также через целый класс культурных явлений (танец, музыкальная родовая культура, родовые обряды).

Поэтому очень сомнительным выглядит утверждение, зафиксированное в "Большой Советской Энциклопедии ", будто шаманизм в своей глубинной сути "основан на вере в общение шамана, который находится в состоянии ритуального экстаза (камлания) с духами", ведь в этом определении абсолютизирована психическая составляющая шаманизма, а взамен из него выводится весь его богатейший культурно-исторический и антропологический смысл.

Шаманизм недопустимо отождествлять с внешними проявлениями акта камлания шамана, как недопустимо, скажем, отождествлять христианскую религию с обрядами, которые выполняет христианский священнослужитель. Итак, нужно считать, что структурную основу шаманизма составляют мировоззренческие представления, мифологические знания, обряды и лечебные действия (в процессе которых очень часто применяется и экстаз), выработанные в ходе шаманских практик.

Страниц: 1
Опубликовано: 18.03.15 | Просмотров: 841 | [ + ]   [ - ]   |
Top.Mail.Ru
© 2024 Магия - практическая магия, любовная магия, магия денег