Магия - портал о магии: практическая белая магия, любовная магия, магия успеха и ритуалы на деньги, гадания на жениха и предсказания судьбы, магия дома, обряды для здоровья


Опросы
Активных опросов на данный момент нет.

Шаманизм и шаманство – в чем различие

Шаманизм и шаманство – в чем различие
Определения "шаманизм" и "шаманство" обычно употребляются как синонимы, особенно в тех исследователей, которые в самом этом феномене ничего кроме шарлатанства, дикости, психической патологии и "опиума народа" не замечают и по-другому взглянуть на эту проблему категорически отказываются.

Такая точка зрения продолжает бытовать и сегодня и с этим уже, как говорится, ничего не поделаешь. Но с другой стороны есть исследователи, в адрес которых упрек в некомпетентности или отсутствии научной добросовестности был бы в меньшей степени смешным, но и в их трудах применяется только какое-то одно из упомянутых выше определений, а второе полностью игнорируется. Чаще всего они ограничиваются понятием "шаманизм".

Следует заметить, что во многих случаях такая локализация оправдана, ибо, как известно, применение того или иного определения обусловлено целью исследования, уровнем научной абстракции, контекстом, в который помещена исследуемая проблема и, если речь идет об анализе возникновения шаманистических верований, их специфике относительно других духовно-психологических или культурно-исторических явлений, то упомянутая выше дифференциация может и не потребоваться.

Но когда речь заходит о глубоких и всесторонние исследования психологических, идеологических, мифологических основ этих верований или, скажем, об изучении остатков шаманских знаний и практик в духовной истории какого-то этноса, то в такой ситуации терминология уже обязана конкретизироваться, понятийный аппарат должен стать строгим, точным. И ученые, изучают шаманистические практики именно в разрезе только перечисленных аспектов, уже в середине ХХ века вынуждены были признать существование очень отличных между собой, но объединенных в одном определении ("шаманизм") реалий. При этом речь шла о важных возможных разногласиях в таких фундаментальных вещах как социальная структура общества, различия между явлением и теоретической рефлексией к нему.

Ряда исследователей приводит мысль, что для точного анализа под шаманизмом следует понимать систему знаний и убеждений, то есть совокупность знаний, верований, взглядов, которые сформировались в мировоззрении и миропонимании человека под влиянием деятельности шаманов и рассказов об их "путешествиях". А шаманством надо называть собственно шаманские практики - "полеты в другие миры", "вселения духов в себя ", непосредственное общение с богами и духами и т.д.

Или же наоборот: шаманизм - профессиональная практика шаманов и система их знаний; шаманство - система традиционных представлений, верований, ритуальной практики. Как в первой, так и в другой позиции содержится хорошая мысль. Ведь большая часть применяемых шаманами и интерпретаторами шаманов понятий, мифических персонажей, мифов или установок заимствовались ими с арсенала предыдущих духовно-мифологических систем и/ или с тех религиозных учений, что господствуют на данный момент в социуме.

В свою очередь производимые шаманами мыслеобразы, языковые конструкты, демонологические представление надолго переживают существования самих шаманов и даже порожденный ими исторический тип сознания. Шаманские же практики реально существуют только вместе с их носителями. Последнее утверждение можно, правда, подвергнуть сомнению, отметив, что отдельные элементы названных практик можно встретить и в современную эпоху, и в те относительно недалекие времена, когда этнографы на территории Кавказа, Юго-Восточной Азии или Западной Сибири уверенно фиксировали, например, шаманскую практику "вселения духа в себя", трансвестию во время обряда лечения, и одновременно же точно убеждались, что в данном обществе отсутствует прослойка профессиональных шаманов.

Все это так, но подобные практики уже нельзя назвать шаманскими в точном смысле этого слова. Так же и группы людей, которые осуществляют такие практики, называть шаманами тоже было бы некорректным. Можно называть такие группы приобщенными или шаманствующими (сюда относятся врачи, знахари, гадалки и т.д.) в отличие от посвященных (собственно шаманов) и от профанов (простых людей данного племени).

В ряде сомонов современной Монголии жители разделяют типы людей-посредников между "этим" и "тем" мирами. Маги, в отличие от шаманов, не внушают в себя духов и не становятся, хотя бы временно, представителями другого мира. Сами же маги делятся по нескольким "специализациям" - астрологи, гадалки, знахари, костоправы, бродячие монахи, которые сопровождают мертвых в другой мир. Они не боятся духов и даже могут оживлять умерших.

Это - также своеобразные группы вовлеченных. Поэтому утверждение о существовании шаманизма в камчадалов и без профессиональных шаманов, когда их роль выполняют старые женщины (они лечат путем зашептывания) и мужчины, которые на момент обряда представляют себя женщинами, нуждаются в определенной коррекции.

Другие исследователи предлагают считать, что шаманизм - это тип социальной структуры и духовного развития общества, в котором ведущая роль в административном и духовном управлении сообществом принадлежит шаману. Шаман здесь выполняет функции вождя или является его правой рукой и имеет ряд прерогатив; господствующие взгляды и установки в обществе производятся и регулируются шаманами; шаманские практики являются доминирующей формой магических (лечебных, календарных, семейных, профилактически-защитных и др.) обрядов.

Шаманство же - это наличие в социуме знаний и практик (или их элементов), характерных для шаманизма, но при этом самих шаманов как социальной группы в данном социуме не существует. Есть также точка зрения, согласно которой термин "шаманство" охватывает шаманов как социальную группу (по аналогии типа "купечество", "духовенство", "офицерство" и т.д.), а под шаманизмом понимают совокупность шаманских практик.

Такая разноликость определений побуждает к размышлениям о связи мотиваций исследователя при изучении проблемы и особенностей внутренней структуры самого объекта. Исследователь, открыв неведомые доселе характеристики объекта, часто стает перед необходимостью дать и новое определение этого объекта, а, столкнувшись с ситуацией, когда существуют различные дефиниции, он, как правило, начинает отыскивать в них какой-то общий знаменатель и нередко обнаруживает, что эти различные определения чем-то отрицают, чем-то дополняют друг друга и, в конце концов, конструирует некое новое определение, которое снимает в себе уже существующие.

Иногда исследователь просто присоединяется к одной из точек зрения и вместе с ее автором отрицает другие. В случае же с разрешением шаманизма и шаманства имеем дело с другой познавательной ситуацией. Существующие определения не просто взаимоисключающи. Они – разно-плоскостные, потому что схватывают один и тот же объект, но помещают его в различные дискурсивные контексты и поэтому во многих смыслах эти определения подтверждают и не отрицают друг друга. Они, следовательно, просто взаимно герметичные, монадные.

Но в этом и их преимущество. Каждое из определений обнаруживает свою силу в различных познавательных состояниях. Если мы исследуем шаманскую деятельность и ее продукты имманентно, т.е. изучаем те социумы, где шаманы являются весомой, авторитетной социальной и социально-духовной реальностью, то эффективность свою демонстрирует первый из названных выше подходов. Когда мы анализируем духовную культуру современных обществ или духовную культуру какого-то этноса и при этом не знаем, были или не были в его истории периоды, когда шаманы становились ключевой фигурой социума, продуктивным оказывается второй подход.

Потому можно шаманизмом называть совокупность шаманистических практик в совокупности с мифологией, мыслеобразами, практическими установками, которые творят и предоставляют социуму шаманы, а под шаманством понимать специфическую социальную группу, которая выполняет шаманские функции и практики.

Страниц: 1
Опубликовано: 18.03.15 | Просмотров: 965 | [ + ]   [ - ]   |
Top.Mail.Ru
© 2024 Магия - практическая магия, любовная магия, магия денег