Навигация
Опросы
Активных опросов на данный момент нет.
|
» Шаманизм
Шаманизм и шаманство – в чем различие![]() Определения "шаманизм" и "шаманство" обычно
употребляются как синонимы, особенно в тех исследователей, которые в
самом этом феномене ничего кроме шарлатанства, дикости, психической
патологии и "опиума народа" не замечают и по-другому взглянуть на эту
проблему категорически отказываются. Такая точка зрения продолжает бытовать и сегодня и с этим уже, как говорится, ничего не поделаешь. Но с другой стороны есть исследователи, в адрес которых упрек в некомпетентности или отсутствии научной добросовестности был бы в меньшей степени смешным, но и в их трудах применяется только какое-то одно из упомянутых выше определений, а второе полностью игнорируется. Чаще всего они ограничиваются понятием "шаманизм". Следует заметить, что
во многих случаях такая локализация оправдана, ибо, как известно,
применение того или иного определения обусловлено целью исследования,
уровнем научной абстракции, контекстом, в который помещена исследуемая
проблема и, если речь идет об анализе возникновения шаманистических
верований, их специфике относительно других духовно-психологических или
культурно-исторических явлений, то упомянутая выше дифференциация может и
не потребоваться. Но когда речь заходит о глубоких и всесторонние
исследования психологических, идеологических, мифологических основ этих
верований или, скажем, об изучении остатков шаманских знаний и практик в
духовной истории какого-то этноса, то в такой ситуации терминология уже
обязана конкретизироваться, понятийный аппарат должен стать строгим,
точным. И ученые, изучают шаманистические практики именно в разрезе
только перечисленных аспектов, уже в середине ХХ века вынуждены были
признать существование очень отличных между собой, но объединенных в
одном определении ("шаманизм") реалий. При этом речь шла о важных
возможных разногласиях в таких фундаментальных вещах как социальная
структура общества, различия между явлением и теоретической рефлексией к
нему. Или же наоборот:
шаманизм - профессиональная практика шаманов и система их знаний;
шаманство - система традиционных представлений, верований, ритуальной
практики. Как в первой, так и в другой позиции содержится хорошая мысль.
Ведь большая часть применяемых шаманами и интерпретаторами шаманов
понятий, мифических персонажей, мифов или установок заимствовались ими с
арсенала предыдущих духовно-мифологических систем и/ или с тех
религиозных учений, что господствуют на данный момент в социуме. В свою
очередь производимые шаманами мыслеобразы, языковые конструкты,
демонологические представление надолго переживают существования самих
шаманов и даже порожденный ими исторический тип сознания. Шаманские же
практики реально существуют только вместе с их носителями. Последнее
утверждение можно, правда, подвергнуть сомнению, отметив, что отдельные
элементы названных практик можно встретить и в современную эпоху, и в те
относительно недалекие времена, когда этнографы на территории Кавказа,
Юго-Восточной Азии или Западной Сибири уверенно фиксировали, например,
шаманскую практику "вселения духа в себя", трансвестию во время обряда
лечения, и одновременно же точно убеждались, что в данном обществе
отсутствует прослойка профессиональных шаманов. Это - также своеобразные группы
вовлеченных. Поэтому утверждение о существовании шаманизма в камчадалов и
без профессиональных шаманов, когда их роль выполняют старые женщины
(они лечат путем зашептывания) и мужчины, которые на момент обряда
представляют себя женщинами, нуждаются в определенной коррекции. Шаманство же - это
наличие в социуме знаний и практик (или их элементов), характерных для
шаманизма, но при этом самих шаманов как социальной группы в данном
социуме не существует. Есть также точка зрения, согласно которой термин
"шаманство" охватывает шаманов как социальную группу (по аналогии типа
"купечество", "духовенство", "офицерство" и т.д.), а под шаманизмом
понимают совокупность шаманских практик. Иногда исследователь просто присоединяется к одной из
точек зрения и вместе с ее автором отрицает другие. В случае же с
разрешением шаманизма и шаманства имеем дело с другой познавательной
ситуацией. Существующие определения не просто взаимоисключающи. Они –
разно-плоскостные, потому что схватывают один и тот же объект, но
помещают его в различные дискурсивные контексты и поэтому во многих
смыслах эти определения подтверждают и не отрицают друг друга. Они,
следовательно, просто взаимно герметичные, монадные. Но в этом и их
преимущество. Каждое из определений обнаруживает свою силу в различных
познавательных состояниях. Если мы исследуем шаманскую деятельность и ее
продукты имманентно, т.е. изучаем те социумы, где шаманы являются
весомой, авторитетной социальной и социально-духовной реальностью, то
эффективность свою демонстрирует первый из названных выше подходов.
Когда мы анализируем духовную культуру современных обществ или духовную
культуру какого-то этноса и при этом не знаем, были или не были в его
истории периоды, когда шаманы становились ключевой фигурой социума,
продуктивным оказывается второй подход. Потому можно шаманизмом называть совокупность шаманистических практик в совокупности с мифологией, мыслеобразами, практическими установками, которые творят и предоставляют социуму шаманы, а под шаманством понимать специфическую социальную группу, которая выполняет шаманские функции и практики. Страниц: 1
|