Магия - портал о магии: практическая белая магия, любовная магия, магия успеха и ритуалы на деньги, гадания на жениха и предсказания судьбы, магия дома, обряды для здоровья


Опросы
Активных опросов на данный момент нет.

Различие между жрецами и шаманами как два разных давно произведенных человеком способа своего духовного самоутверждения: шаманизм

Различие между жрецами и шаманами как два разных давно произведенных человеком способа своего духовного самоутверждения: шаманизм
Жречеству присуща опосредованность контактов человека с высшими духовными существами. Обращение к богам жрецы осуществляют путем недоступных для непосвященных обрядов и знаний и очень часто тайно от самого нуждающегося человека. Сами боги остаются недоступными человеку для непосредственного контакта.

Это не устраивало человека. Если сложилось так, что люди потеряли опекунские отношения богов с собой, то закономерно возникала потребность в существе, которое само было человеком и которое могло по своим собственным потребностям и желаниям общаться с высшими силами. Возникала потребность в шамане. Правда, это касается в подавляющем большинстве тех культур, которые не имели письменности, специальной касты жрецов, например, народы Крайнего Севера.

В этом случае и экстаз и "путешествия" шамана - это мощные средства, деятельности проявления отдельности метафизических основ шаманизма, его понимания онтологического статуса человека. В системе шаманизма человек может (при определенных обстоятельства и после ряда посвящений-преобразований) получить статус существа, способного к прямому взаимодействию с высшими духовными существами и достойного такого взаимодействия. В отличие от жрецов шаманы доказывают возможность, и даже реальность преодоления разрыва между людьми и богами (что позже сделал и Христос).

Но видимо сводить причины появления шаманизма только к проявлениям высших потребностей людей не стоит. Следует прислушаться к мудрой мысли М. Элиаде: многие овладевали несложными элементарными техниками магико-религиозных действий и также использовали их для своих утилитарных целей (урожай, болезни и т. д.) в "домашнем кругу" и не пытались превратиться в мага, жреца, шамана.

Почему? Для того чтобы не менять свой привычный образ жизни, а главное - свой статус, чтобы не стать послушным средством какого-либо влияния сакрального, обезопасить себя от возможных негативных последствий контакта с сакральным. То есть, возможно, шаманы и стали ответом на стремление общества одновременно и прорваться в сферу трансцендентного и обезопаситься от него, переложив всю ношу ответственности за общение с высшими силами, за нежелательные последствия этого на отдельных людей? Поэтому причины возникновения и жречества и шаманства заключались не только в природе сакрального, но и в поисках безопасного, выгодного и наименее рискованного пути использования рядовыми людьми этого сакрального.

В конце концов, и сами "путешествия" шамана, как свидетельствуют новые исследования, не являются единственным средством общения его с миром духов и богов. Если в некоторых сибирских народов шаман лечит, например, болезни ног человека (то есть в случае, когда душа больного «не похищена духами»), то он не путешествует в иной мир. Вместо этого он созывает своих духов-помощников, вселяет их в себя или в тело больного с целью выгнать духа болезни. Это же явление наблюдали и исследователи среднеазиатского шаманизма.

Так что с духами и в данном случае шаман все же общается, при этом контакт происходит опять-таки непосредственно. Шаман выслушивает аргументы духа, договаривается с ним, шантажирует его, вступает с ним в поединок и др. А для определений метафизической плоскости шаманизма главное именно это, а не экстаз или "путешествие".

Страниц: 1
Опубликовано: 18.03.15 | Просмотров: 2247 | [ + ]   [ - ]   |
Top.Mail.Ru
© 2024 Магия - практическая магия, любовная магия, магия денег